Первый месяц лета принёс повышение цен на автомобильное топливо

http://www.vsp.ru/economic/2015/07/10/555646, ссылаясь на данные ГП «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса» и «Интерфакс», сообщает о резком подорожании бензина. Агентство сообщает, что бензин АИ-95 подорожал на 0,21 руб. в среднем по РФ за неделю - до 35,81 руб за литр. Самое больше подорожание, 0,44 руб./литр 95-го - в Сибирском ФО. В центральных регионах - не так много - на 44 копейки.

Более популярный бензин марки Аи-92 подорожал на 19 копеек за литр. В лидерах по росту цен – 39 копеек – вновь оказались регионы Сибири. Но и в центральной части страны стоимость литра «девяносто второго» выросла большим темпом, чем в среднем по России – 26 копеек. ЦДУ ТЭК не приводит его цену по состоянию на 5 июля, но, по данным Федеральной службы государственной статистики, 29 июня литр Аи-92 стоил 32,62 рубля. Самый дешёвый бензин продавался в Кемерове – 29,85 рубля, самый дорогой, по 50 рублей за литр – в Анадыре. Иркутск, по сведениям Росгосстата, вошёл в число регионов-середняков по стоимости топлива. Здесь Аи-92 до подорожания в начале июля в среднем стоил 34,83 рубля за литр. Для сравнения: его цена в Красноярске составляла 31,96 рубля, в Улан-Удэ – 33,47 рубля, в Чите – 36,02 рубля, а в Якутске – 44,43 рубля. Но данные статистиков расходятся с данными ЦДУ ТЭК: согласно им, 29 июня средняя по России стоимость бензина марки Аи-95 составляла 35,48 рубля за литр, тогда как по информации диспетчерского управления она достигала 35,60 рубля.

Розница потянулась за оптом

Как бы то ни было, на розничном рынке произошёл скачок цен. Ему предшествовал рост на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, который в начале июня достиг рекордных значений. Как писали «Ведомости», к концу торгов 4 июня Владимирский индекс, который отражает динамику цен на нефтеперерабатывающих заводах в Центральной России, на бензин Аи-92 вырос на 2,55%, Аи-95 – на 4,83%. Тогда издание приводило график, свидетельствующий о том, что топливо дорожало пятую неделю подряд. Так, с 5 мая по 4 июня «девяносто второй» подорожал с 33 063 рублей до 38 160 рублей за тонну, «девяносто пятый» – с 34 208 до 40 718 рублей за тонну.

Директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов, чьи слова приводили «Ведомости», в качестве причин роста цен назвал увеличение объёмов экспорта бензина нефтяными компаниями и снижением его запасов. Интерес к поставкам за рубеж – следствие растущего курса доллара. По сведениям, обнародованным Министерством энергетики РФ по итогам заседаний штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России, в мае на экспорт ушло 290,9 тыс. тонн высокооктановых бензинов (на 114 тыс. тонн больше, чем в апреле), а июне – 176,5 тыс. тонн. Это не может сравниться с поставками на внутренний рынок – 2,712 млн тонн и 2,908 млн тонн соответственно, – однако в определённой степени влияет на биржевую стоимость горючего. Вдобавок запасы бензина сокращаются: если в конце апреле товарные остатки превышали 1,991 млн тонн, то через месяц – уже чуть немногим более 1,708 млн тонн, а 29 июня – 1,663 млн тонн.

Турукалов обратил внимание и на тот факт, что нефтепродуктов не хватает для удовлетворения текущего спроса, хотя потребление из-за кризиса в целом снизилось. Некоторые нефтяные компании стали скупать топливо на бирже. А также снижать продажу топлива мелким оптом, тем самым создавая ажиотаж на рынке, добавил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Рост спроса могла спровоцировать и проверка Генеральной прокуратурой РФ качества топлива на заправках, что привело к появлению на бирже новых покупателей.

Нефтяники, в свою очередь, заявили, что прилагают все усилия к тому, чтобы не допустить возникновение ценовых дисбалансов на рынке. Об этом, в частности, заявил представитель ОАО «НК «Роснефть», указав на то, что в мае компания перевыполнила план по производству высокооктанового топлива и его отгрузке на внутренний рынок, при том не экспортируя бензины по коммерческим контрактам. В других крупных предприятиях «нефтянки» от комментариев отказались. Тем не менее данные ЦДУ ТЭЦ свидетельствуют о том, что объёмы выпуска горючего превышают план. Так, в мае было произведено на 4,6%, а отгружено на 0,7% больше бензина, чем было запланировано, превышение фактических объёмов производства над плановыми в мае составило 6,6%. Но аналитик Райффазенбанка Андрей Полищук подчеркнул, что ситуация на розничном рынке меняется более плавно, чем на оптовом, так что есть смысл ожидать роста розничных цен.

Сказалась, по всей видимости, невысокая скорость реакции: бензин начал дорожать в конце июня. На прошлой неделе начальник управления ТЭЦ Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин объяснил рост цен отложенным спросом на топливо, сезонностью и непрозрачностью формирования запасов топлива участниками рынка. В Центральной части России значительную роль играет ещё один фактор – неопределённость в поставках топлива из Белоруссии. «Они не соответствуют принципам ритмичности и предсказуемости, – отметил Махонин. – Вместе с тем для Центрального региона России эти поставки весьма серьёзны, и компенсировать их непросто. Но ведь белорусы зачастую просто декларируют, «выставляют» объёмы, но в самый неподходящий момент они могут быть уведены с рынка на экспорт в Европу, если сложится благоприятная конъюнктура. Над этой проблемой надо серьёзно работать – необходимо гармонизировать предназначенные для продажи объёмы белорусских нефтепродуктов с биржевой торговлей в России».

Проверка на рост

Несмотря на то что рост вызван, казалось бы, объективными факторами, в июне Федеральная антимонопольная служба начала проверку по факту скачка цен на бирже. Кстати, на оптовом рынке бензин вновь начал дорожать. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», которые приводит агентство «ПРАЙМ», за рабочую неделю с 29 июня по 3 июля цена топлива Аи-80 поднялась на 803 рубля и составила 35 250 рублей за тонну. «Девяносто второй» подорожал на 638 рублей до 40 643 рублей за тонну, «девяносто пятый» – на 774 рубля до 41 743 рублей за тонну.

Руководство ФАС России дало поручения провести проверки всем подразделениям ведомства в регионах страны. Об этом на пресс-конференции, состоявшейся 6 июля, сообщил руководитель управления Федеральной антимопонольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов. «Действительно, этой проблемой сейчас занимаемся, – цитирует его «РБК. Новосибирск». – Есть «Газпромнефть – Региональные продажи», которые и определяют оптовую составляющую по каждому виду бензина. Претензий к рознице у нас сейчас быть не может, у нас более 150 альтернативных операторов на рынке». Он пояснил, что бензин подорожал прежде всего вследствие того, что на оптовом рынке произошло увеличение отпускных цен. Председатель совета директоров сети АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев, чьи слова также приводит издание, назвал ещё один очевидный фактор, который не упомянули другие эксперты, – предпринятый в 2015 году правительством России «налоговый манёвр», заключающийся в снижении пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов с одновременным увеличением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

Все предпосылки в совокупности привели к тому, что на заправках только Новосибирской области, где цены долгое время держались на уровне прошлого года, литр бензина подорожал на 1 рубль. В частности, на АЗС «Газпром нефть» топливо марки Аи-92 теперь стоит 31 рубль за литр, тогда как в начале июня его стоимость составляла 30 рублей за литр. Подорожание примерно в тех же пределах произошло и на других заправках – «Красный Яр», «Сибнефть» и «Трансервис». «С середины июня оптовая цена на литр бензина в среднем выросла на 6 рублей, – прокомментировала сложившуюся ситуацию президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь – ГСМ» Юлия Золотовская. – Можно сказать, что сегодня оптовые и розничные цены уравнялись». Ассоциация между тем обратилась в Новосибирское УФАС с требованием провести проверку законности роста цен на опте.

А управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю направило запросы оптовым и розничным продавцам касательно роста цен. В пресс-релизе ведомства есть отсылка к результатам мониторинга стоимости нефтепродуктов, проведённого ФАС России. Он показал, что разница между закупочной и розничной ценой в течение года носит изменчивый характер, а это позволяет участникам рынка в определённые периоды накапливать прибыль. Это обстоятельство является дополнительным фактором, влияющим на сдерживание роста стоимости бензина в рознице. «На сегодняшний день, по мнению ФАС России, отсутствуют предпосылки для резкого роста цен на нефтепродукты», – подчёркивает пресс-служба Забайкальского УФАС.

Чем дальше, тем страшнее?

Какие бы результаты ни дали проверки, которые проводят специалисты по антимонопольному законодательству, автомобилистам, по всей видимости, следует готовиться к худшему – дальнейшему подорожанию бензина. «Если сравнивать ситуацию с прошлым годом, то рост произошел день в день соответственно динамике, однако в 2014 скачок на 92-й бензин составил 3,5 тысячи за тонну, а сегодня – 7,7 тысячи рублей за тонну», – замечает Золотовская. «Повышение стоимости оптовых цен, на мой взгляд, продолжится, сейчас динамики к спаду нет», – добавляет Панкеев в разговоре с «РБК. Новосибирск». А Полищук делится с «Ведомостями» прогнозом о том, что по итогам 2015 года стоимость бензина на розничном рынке может вырасти на 10–15%.

Статистика

В Иркутске цены на топливо постепенно повышаются с конца мая. На сети АЗС «Роснефть» стоимость литра бензина Аи-92 в настоящее время составляет 34,60 рубля, Аи-95 – 36,50 рубля. На заправках «КрайсНефть» цены составляют, соответственно, 34,90 рубля и 36,80 рубля за литр. Только за июнь «девяносто второй» на них подорожал на 1,30 рубля – в начале месяца его стоимость составляла 33,60 рубля, а в мае он стоил 33,20 рубля за литр. На официальном сайте сети АЗС «ОМНИ» опубликованы цены по состоянию на 29 июня. Согласно этим сведения, литр бензина Аи-92 стоил 35,80 рубля, Аи-95 – 37,80 рубля.

Тел.: +7(985) 966-31-13
Адрес: 144022, Московская обл., г. Электросталь, ул. Пионерская, д.3